На протяжении последних дней новостные агентства продолжают публиковать информацию о том, что правительство Казахстана намерено ввести запрет на криптовалютный майнинг. Об этом заявил глава Нацбанка Данияр Акишев.
Однако действительно ли эти слова отразили сформировавшуюся точку зрения регуляторов или же являются личным мнением отдельного официального лица, не изучившего технологию?
На протяжении 80 лет Казахстан был в составе Советского союза, где любая предпринимательская деятельность расценивалась как преступление. Покупка и продажа любого имущества частным лицом классифицировалась как спекуляция и грозила конфискацией собственности и заключением сроком до 7 лет. Неразвитое предпринимательство, наряду с неспособностью регуляторов переориентировать экономику, до сих пор сдерживают развитие многих бывших советских республик.
Постепенно положение дел меняется, и многие управляющие крупных предприятий и высокопоставленные лица в Казахстане уже получили «западное» образование благодаря международной программе «Болашак». А вот управляющий Национальным банком Акишев, напротив, никогда не был связан с предпринимательской деятельностью и отличается достаточно устаревшим взглядом на экономику, а его решения говорят о намерении вернуть страну в эпоху 90-х.
На данный момент огромные средства идут на то, чтобы сделать Казахстан менее зависимым от ресурсов нефти, газа и угля. Любое падение цен на нефть, не говоря уже об истощении природных ресурсов, может спровоцировать сильный экономический кризис в стране. Именно поэтому внимание уделяется «цифровому развитию» экономики и реорганизации систем управления. Однако в правительстве остаётся немало лиц, намеренных запретить все, что выше их понимания. В октябре 2017 Акишев заявил, что «не понимает принцип криптовалют», и судя по последним заявлениям, он так и не справился с этой задачей.
При этом у ведомства нет фактических полномочий ввести такой запрет: если майнинг и торговля токенами и могут быть запрещены, то только Министерством экономического развития. Однако никто из членов ведомства подобных заявлений не делал.
У нас уже есть примеры, когда официальные лица Нигерии и Южной Кореи, не имея на то полномочий, анонсировали запрет цифровых валют, однако ещё ни одна из таких попыток не была доведена до конца.
А вот по всем объективным параметрам Казахстан представляет собой идеальную локацию для майнинга с учётом климата и дешёвой энергии. Кроме того, продавая излишки электроэнергии майнинговым фермам, страна будет получать около $1 млрд в год и станет прямым конкурентом Китая и Канады.
Поддерживает технологии и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев не раз высказывался в поддержку блокчейн-проектов, и даже предложил активировать технологию распределённого реестра в системе учёта налогов, грузоперевозок и таможенных операций. А осенью он заявил, что криптовалюты являются «несомненным прорывом».