Появление технологии блокчейн с «whitepaper» Bitcoin Сатоши Накамото, во время пика Великой рецессии, открыло новую сферу возможностей для вопроса децентрализации. И если ВТС отвечал на вопрос: «Как мы можем децентрализовать преобладающий денежный механизм?», то блокчейн — технология, лежащая в его основе, задает вопрос:
«Как мы можем децентрализовать аспекты нашей социально-экономической жизни?».
Децентрализация — это старый вопрос, который можно рассматривать через разные призмы. С точки зрения правительства и политики в старушке-Европе, стремление к децентрализации можно проследить еще в 1600-х и 1800-х годах, когда многочисленные королевства переживали гражданские и революционные войны внутри страны, и в своих колониях. Эти конфликты, возглавляемые простолюдинами или рабами, ставили под сомнение «божественное право» королевской власти на правление.
В обществе, которое все дальше отходило от феодальных традиций, должен ли король по-прежнему иметь такой же централизованный контроль? Или власть должна быть более распределена через орган управления, состоящий из многих людей? Заслуживает ли королевская власть централизации богатства над теми, кем она управляет?
Это были важные вопросы для масс, которые начали признавать свою коллективную власть в качестве наций, как это видно на примере Английской гражданской войны и Французской революции.
Переходя к современности, легко сказать, что эти концепции нации были несовершенны, поскольку они привели к угнетению тех, кто не вписывался в модель нации, и стали движущей силой зверств, совершенных во время первой и второй мировых войн, если привести несколько примеров. Однако сегодня мы не находимся в ситуации, отличающейся от той, которая привела к переходу от божественных королевств к национальным государствам в Европе.
В 2019 году сообщалось, что в США неравенство доходов стало самым высоким с тех пор, как Бюро переписи населения начало его отслеживать в 1967 году. Одной из потенциальных причин такого неравенства после Великой рецессии является дезинфляция заработной платы для среднего класса, и инфляция активов в портфелях 10% самых богатых людей, вызванная проведением определенной монетарной и фискальной политики. Несмотря на растущие настроения, направленные на изменение этой политики, существует несколько политических барьеров, присущих американскому политическому ландшафту, прежде чем произойдут значительные изменения.
Одной из идей, которая используется для поиска путей дальнейшей децентрализации, достижимой без политического вмешательства, является цифровая сфера и Интернет.
Под сильным влиянием движения шифропанк и Bitcoin, согласно Coinmarketrate различные проекты пытались децентрализовать Интернет, использовать его для децентрализации различных отраслей промышленности, и найти способы обойти тенденцию прослушивания государственными органами частной жизни граждан. Пиринговые сервисы обмена файлами, такие как Napster и Limewire, стремились децентрализовать распространение музыки. ArkOS пытался децентрализовать хостинг серверов. Namecoin, проект, использующий блокчейн, пытается функционировать как децентрализованная замена системы доменных имен в Интернете.
В сообществе блокчейн децентрализация является императивом, и новые области, наполненные централизацией, должны быть исследованы и поставлены под сомнение. Одним из крупнейших источников централизации в жизни большинства людей является их «работа с 9 до 5» или место, где люди проводят 40 и более часов в неделю.
Децентрализованные автономные организации (DAO)
Как только смарт-контракты доказали свою жизнеспособность благодаря созданию публичного блокчейна и виртуальной машины Ethereum, идея децентрализованных автономных организаций (DAO) — организаций, полностью автоматизированных с помощью кода смарт-контрактов, осталась далеко позади. Если бы смарт-контракты могли автоматизировать финансовые процессы, которые обычно инициируются людьми на компьютере, разве мы не могли бы создать альтернативы многим цифровым платформам, используемым сегодня?
На самом деле, в своем бестселлере «Революция блокчейна» Дон Тапскотт задает вопрос: «Зачем нужна компания Uber стоимостью 60 миллиардов долларов?», если большинство процессов, централизованных Uber, можно автоматизировать, сократив расходы на содержание платформы и облегчив водителям создание собственных платформ?
Хотя некоторые из первых попыток создания DAO провалились, с такими экспериментами, как «The DAO», в котором миллионы были украдены из-за ошибки в коде смарт-контракта, были сделаны реальные улучшения. Такие проекты, как Aragon, Colony и DAOStack, работают над созданием шаблонов для многосторонних структур собственности на основе DAO, процессов управления и пользовательских интерфейсов, которые могут понадобиться различным организациям на блокчейне. Компания Aragon даже создала свой собственный Aragon Coop для взаимодействия с пользователями, с целью поддержки и тестирования идей сообщества.
Хотя криптовалютное пространство было известно тем, что среди подающих надежды технологов были мошенники, конец ажиотажа первичных предложений монет (ICO) в 2018 году еще больше омрачил пространство для многих инвесторов, но подтолкнул разработчиков к созданию альтернатив для финансирования блокчейн-проектов. Одним из интересных примеров альтернативы стал выпуск токена UNI — токена управления, используемого для протокола Uniswap, популярного среди тех, кто инвестирует в пространство децентрализованных финансов.
16 сентября 2020 года эта децентрализованная биржа на блокчейне Ethereum создала токен управления UNI, который используется держателями токенов для голосования о направлении развития проекта. Хотя технически это не DAO, 60% от общего объема предложения было распределено между пользователями на основе их использования Uniswap, в результате чего пользователь, использовавший платформу всего один раз, мог претендовать на 400 токенов, которые на тот момент стоили более 1000 долларов США. Хотя широкое крипто-сообщество охарактеризовало этот подход как инновационный, он не отличается от того, что делают многие потребительские кооперативы для разделения прибыли со своими членами-потребителями.
Еще одной инновационной альтернативой финансированию с помощью криптовалют является стратегия Exit to Community, предложенная Натаном Шнайдером и Лабораторией дизайна медиапредприятий Университета Колорадо. Exit to Community — это стратегия, при которой основатели могут передать право собственности на созданные ими цифровые платформы сообществу, которое их использует, и одновременно вознаградить себя за проделанную работу по их запуску путем токенизации акций предприятия. Пользователи могут приобрести эти акции в небольших количествах, а не использовать обычный венчурный подход, применяемый различными платформами, оказавшимися в центре недовольства потребителей. Даже Виталик Бутерин, основатель Ethereum, сказал:
“Оптимальной структурой управления для проектов на ранних стадиях является диктатура основателя. Оптимальной структурой управления для зрелых проектов является широкое участие пользователей/заинтересованных сторон. «Выход в сообщество» по-прежнему недооценивается как способ получить и то, и другое».
Итак, насколько далека от нас попытка синтеза технической децентрализации блокчейна, с пользовательской децентрализацией кооперативов? Потенциально не слишком далеко.
Децентрализованный кооператив? Вы серьезно?
Eva Coop, основанная в Монреале, является многосторонним кооперативом, конкурирующим с Uber и Lyft. Он использует сочетание частного экземпляра блокчейна EOS, интуитивно понятного, постоянно совершенствующегося приложения для смартфонов и модели социального франчайзинга для облегчения транзакций между пассажирами, водителями, франчайзи и глобальной корпорацией в Монреале, защищая при этом личные данные отдельных членов. В настоящее время в кооперативе 850 водителей и 28 000 пассажиров, а приложение Eva является одним из лучших в Квебеке, благодаря постоянному участию водителей и пассажиров в городах, где работает Eva.
Другим примером кооперативов, созданных с использованием децентрализованных технологий, является модель распределенной кооперативной организации или кооператива DisCO. Модель DisCO позиционирует себя как альтернатива модели DAO, которая использует тщательно спланированный подход к людям, работающим вместе для создания ценности таким образом, чтобы они были кооперативными, ориентированными на общее дело и укорененными в феминистской экономике с использованием технологии блокчейн.
Первым кооперативом, использующим эту модель, стал Guerilla Media Collective — ориентированное на общее дело переводческое агентство, созданное переводчиками-активистами, которые хотели объединить добровольную переводческую работу для активистских целей и предоставление услуг перевода и общей коммуникации на платной контрактной основе. Технологический стек DisCO позволяет членам коллектива получать вознаграждение за безвозмездную работу, которую ценят его члены, а также справедливо компенсировать членам коллектива их оплачиваемую переводческую работу.
В последнее время ученые, чьи исследования обычно вращаются вокруг кооперативов, все больше погружаются в изучение приложений, построенных на блокчейне. Моршед Маннан, кандидат наук в Лейденском университете, специализирующийся на кооперативах и цифровых технологиях, в 2018 году написал работу под названием «Содействие рабочим кооперативам с помощью технологии блокчейн: уроки проекта Colony», в которой он анализирует структуру капитала и управления, используемую в Colony. Его цель — найти идеи, которые могут помочь оживить уставные документы рабочих кооперативов (а также платформенных кооперативов), чтобы избежать основных подводных камней, обычно связанных с фирмами, управляемыми трудом, действующими в глобальном цифровом пространстве.
Совсем недавно Моршед опубликовал исследование под названием «Все старое — снова новое: оценка правовых и управленческих структур платформенных кооперативов с общими услугами». В этой работе он сравнивает различия, траектории роста и соответствующие преимущества транспортных кооперативов, структурированных как Eva Coop, и The Mobility Factory, вторичного кооператива, который не использует технологию блокчейн в своем стеке. Его работа может оказаться полезной как для блокчейн-проектов, желающих воспользоваться преимуществами кооперативных структур, так и для кооперативов, заинтересованных в добавлении блокчейна в свой технологический стек.
Все еще существуют вопросы, которые необходимо решить в связи с использованием блокчейна, например, техническая инфраструктура для кооперативов в отношении установления личности для облегчения кооперативной мантры «один член — один голос». А еще сдерживания игроков с большими суммами капитала для покупки прав управления в том, что должно быть кооперативом на криптовалютных рынках.
Кроме того, еще одной проблемой является приведение юридической оболочки кооперативов, размещенных на блокчейне, в соответствие с юридическими обязательствами, налагаемыми государствами.
Однако, растущий интерес к кооперативам среди крупных СМИ и технически подкованных миллениалов позволяет предположить, что Моршед может быть прав. Все старое действительно становится опять новым: централизованные организации хоть и не уходят, за то приходят блокчейн-кооперативы, поскольку стремление к децентрализации продолжается.